КУДЕСА ДРЕВНЕГО МИРА

ВСЕ И ОБО ВСЁМ
ФорумКалендарьЧаВоРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЙ С РОЖДЕНИЕМ И ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
vedeya



Женщина Сообщения : 960
Дата регистрации : 2010-06-15
Откуда : СПб

СообщениеТема: ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЙ С РОЖДЕНИЕМ И ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ   Сб Май 19, 2012 3:21 am

ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЙ С РОЖДЕНИЕМ И ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ
Очень интересный языческий обряд был приведён в сборнике «Языческие обряды, поверья и обычаи вотягов»: «…По рождении младенца, ещё в бане старуха-бабка даёт новорождённому, так называемое банное имя, каковым именуется младенец до крещения. С этим именем иногда младенец остаётся и после крещения; но это бывает до тех пор, пока младенцы не живут в доме, т.е. когда подозревают, что Лут (дух леса) сердится на христианское имя и морит детей…».
У русских также был обычай рожать детей в бане, когда повитуха парила младенца в бане, приговаривала «…Не я правлю, не я парю, а бабушка Саламонидушка…». Далее у русских женщин следовал обычай, на следующий день после рождения младенца приносить роженице «зубок», состоящий из пирога или хлеба, пряников, иногда утки, гуся, куры, водки и т.д. Автор предполагает, что этот обряд христианам перешёл от язычников. После следовало крещение младенца, которое было через неделю, две, а иногда и более, когда оправится мать. По этому поводу родители устраивали маленькую пирушку для кумовьёв и тем заканчивали обряды для новорождённых.
Часто в сказке есть указание на то, что Яга пытается в печи «сварить» дитя, а печь у славян всегда отождествлялась с женским началом, то есть служила архетипом материнской утробы - матки (пещеры), посути это указание на рождение или перерождение дитя/человека.
Подтверждением этого служат русские загадки о печи: «Белая старуха, на одном месте сидит» или «Стоит Матрёна здорова, ядрёна, пасть открывает, что дают, глатает». В сборнике «Загадки русского народа» под № 1703 находим такую загадку «Хлеб на углу избы лежит, а в хлебе крыса сидит» /беременная женщина/ или № 1706 «За стеной, стеной коровашек костяной или колобочек костяной» /младенец в брюхе/. Из приведённых загадок видно, что печь, в которой выпекается хлеб, напрямую связана с культом плодородия, что лишний раз подтверждает прямую связь Яги с деторождением. Да и печка-каменка в бане виделась в образе старой женщины: «Чёртова бабка вся в заплатках». Печь в избе с отходящими от неё брусьями – коронцами виделась ничем иным, как «Стоит Яга, во лбу рога». Отсюда видно, что печь с отходящими от неё воронцами, разграничивающими избу на углы, соединялась с важными культами в жизни наших предков – с культом плодородия и благополучия. Также печь участвовала и в обряде лечения больного ребёнка «сухоткой». Мать вместе со знахаркой «пекут» больного ребёнка в печи 3 раза, заварачивая его в тесто и сажая на лопату. Анализируя вышеуказанное можно предположить, что Баба Яга олицетворяла собой Силу рождения и перерождения, не только на физическом плане, но и на духовном, что напрямую связано с Судьбой и всеми её составляющими. Аналогичный персонаж встречается у всех славян и даже у скандинавов.
А вот ещё интересная информация, связанная с функцией Бабы Яги, сохранившаяся в русской народной сказке «Как Василиса на войну поехала». В этой сказке говорится, что у Бабы Яги есть сын Ванюшка и собачка Викушка. Сын у Яги приёмный, не лесного роду-племени, а человеческого, матерью родной проклятый, которая «рассердившись да в сердках и скажи: «Возьми тебя шишига лесная!», в тот же вечер его и уволокла Яга - шишига. Убежать от неё он не может, т.к. только девица-красавица, что замуж за него пойдёт, из беды его вызволить может. По эпизоду сказки Яга, как мать родная заботится о проклятом мальчике. Когда к избе шишиги приезжает девица, переодетая в платье мужское, Яга, принявшая её за молодца, предлагает ей остаться жить у неё: «Будешь мне сынком названым, моему Ванюшке братцем любимым. Ему одному в лесу скучно». Когда Яга понимает, что молодец – это девица, то испугавшись, что девица из-под власти высвободит сына её приёмного, решает её извести, что прямо указывает на материнскую заботу. Как нестранно, но многие матери именно так постуает с невестами своих сыновей, пытаясь последних удержать около своей юбки «запереть за дубовые двери, на железные засовы», забываю о том, что они выросли: «Заманила она Ванюшку в баньку, задвинула засов железный, навесила замок и ключ к поясу привязала».
Вернуться к началу Перейти вниз
 
ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЙ С РОЖДЕНИЕМ И ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
КУДЕСА ДРЕВНЕГО МИРА :: Практическая работа :: ДЕТСКАЯ ЛУЖАЙКА-
Перейти: