КУДЕСА ДРЕВНЕГО МИРА

ВСЕ И ОБО ВСЁМ
ФорумКалендарьЧаВоРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Полесье

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
vedeya

avatar

Женщина Сообщения : 960
Дата регистрации : 2010-06-15
Откуда : СПб

СообщениеТема: Полесье   Вт Май 21, 2013 2:10 pm

Полесье - чарующее место, сохранившее в своих непроходимых болотах, дремучих лесах древние знания наших пращуров. В вступительном слове хочу в двух словах сказать о Полесье: его территория охватывает часть Украины, Польши, Латвии, полностью входит вся Белоруссия, Смоленщина (Россия). Полесье делится на Западное, Восточное и Центральное.

Женская физиология
Менструальная кровь жарче огня, и «нечистой» женщине достаточно обойти вокруг дома, охваченного огнём, чтобы потушить пожар. Менструальная кровь – широко используется в любовной магии. Менструальная кровь – сочетание воды и огня – может быть сознательно уничтожена, вместе с ней уничтожается и способность женщины к воспроизводству: “Одна женщина после свадьбы постирала свою рубашку, когда у неё были месячные; ну как топилась печка, она вылила в печь (воду от стирки). И эти дети, (которые могли у неё родиться), все показались, сколько их должно было быть, в этом огне все они показались. А она их сожгла. И все отозвались ей, что, мол, я был бы офицером, полковником, третий - подполковником, четвертый – инженером, ты – учителем. Они все её отозвались. После этого совершенно не было у неё детей. Тяжёлый грех совершила».
Чрезмерно «пышные формы» ассоциировались в молодёжном коллективе с проявлениями животного мира (большие груди именовались «дойки» или «вымя»): “Если у девочки подростка очень быстро растут «цыцкi», она будет очень падкой на мужчин, а затем быстро состарится, как гриб».
В традиционных воззрениях женское лоно – источник всеобщей жизни и богатства, универсальное рождающее начало. В народномедицинских ритуалах мотив женских гениталий включается в общую семантику второго рождения, перерождения, которое предполагает символическое возвращение больного на «тот» свет, чтобы вновь родить – сделать его «новым», а значит – здоровым.
Животворящая сила гениталий особенно выразительна в обычаях вытирать лицо ребёнка рукою, проведя ею предварительно между ног, со словами: «Чем родила, тем выходила».
Женские гениталии находят соответствия в системе домашней утвари. Среди элементов предметного кода женский низ обозначают вещи, которые соотносятся с кругом или имеют отверстия и углубление. Это прежде всего ступа, дежа, печь, горшок, юбка, фартук, хомут или кольцо.
Как отмечал сербский учёный Л. Раденкович, в традиционном воззрении женские гениталии - проход на тот свет, и потому дефлорация молодой понималась как открытие пути к своим предкам. Отсюда строгое требование девственности невесты, иначе может произойти контакт с иными, незнакомыми и даже опасными силами. Женский низ во многих контекстах иногда интерпретируется, как проход на тот свет иди даже как само иномирье, суженного до параметров человеческого тела. Лоно женщины также ассоциируется с колодцем, прорубью (а упоминание льда в этом случае указывает на девственность) - отличительная русская параллель: после брачной ночи жениха спрашивают: «Лёд ломал, али в прорубь попал?»
Рождение дитя воспринималось, как приход души из дальнего/иного мира, на это указывает белорусский крестинный приговор: «Бог до нас чужеземца прислал, он с далёких краёв прибыл к нам».
В народной традиции мужскую символику приобрели предметы продолговатой формы, предназначенные для разного рода всовывания, втыкания, помещению внутрь. В магической практике такие предметы несли программирования будущей урожайности и плодовитости.
Вернуться к началу Перейти вниз
Vestaved

avatar

Женщина Сообщения : 256
Дата регистрации : 2011-03-29
Возраст : 33
Откуда : Украина

СообщениеТема: Re: Полесье   Вт Май 21, 2013 2:26 pm

alien , полезно просто знать. Спасибо Вам,vedeya!
Вернуться к началу Перейти вниз
vedeya

avatar

Женщина Сообщения : 960
Дата регистрации : 2010-06-15
Откуда : СПб

СообщениеТема: Re: Полесье   Вт Май 21, 2013 2:48 pm

Полешуки о русалках
Ребёнок, особенно девочка, умершая без крещения и похороненная на Троицу, рискует стать русалкой. Поэтому похороны такого ребёнка вызывали недовольство окружающих и особенно вмешательство Церкви: «Старший поп-архиерей – стаў малитвы править ў цэркви, закляте зделали зямли – и ня стало русалок» (Картушино).
В полесском восприятии некрещеного ребёнка можно отметить некоторую двойственность, которая объясняется столкновением между точкой зрения Церкви, согласно которой спасение без крещения невозможно, и взглядом на младенца как на существо, не успевшее согрешить, откуда его название - янголетко (Грабово).
Двойственно и восприятие русалок: для некоторых это нечистая сила, для других – нечто вроде ангелов. «Не кожный миртвец може буты русалкай – (только) як достоин того» (Поворск), «Русалки - то якись святы люди…Русалки праведные, это девочки до семи лет, им Бог гриха прощает» (Речица), «В русалки идут до совершенности… Пока ребёнок маленький, ешчэ не грешыт» (Заозёрная. – Виноградова 1986: 92-93).
Как показала Л.Н. Виноградова, представление о том, что по происхождению русалки – это маленькие девочки, распространено повсюду в Полесье, тогда как взгляд на русалок как девушек, умерших накануне свадьбы, более характерен для Западного Полесья (Украина, Польша). В Центральном Полесье имеют хождение две другие версии: это утопленницы или умершие на Троицкой неделе.
Крещение, свадьба, рождение детей – единственный правильный жизненный путь, который позволяет человеку обрести покой в конце своего жизненного пути. Но если эта жизнь прерывается на полпути, покойный, чаще покойница, вынужден(а) возвращаться на землю в надежде осуществить себя полностью.
«Тольки молодые, невенчанные як умруть на Русальны тыждень, чи хлопец, чи деўка, то робяца русалками. Уже хороняць и уже неплачуць, што умерла, а плачуць, што буде ходиць ўсю жизнь русалкой. Уже душа её буде на етом свете ходиць. Выйдуць и будуць ходиць, як живые. И хлопцы были русалки (…) которы хлопец невенчаны. Ето у них только души ходили. Так и колись казали: душа их уже на буде ў земле, а буде ходиць по свету» (Замошье. – Виноградова 1986: 92),
Русалки появляются на земле канун Троицы и остаются дней десять, до «розыгр», «русалочьего заговенья». В течение всей русальной (Троицкой) недели они ходят по цветущим полям ржи и приближаются к своим домам. Двойственность их статуса – они не плохие, ни хорошие покойники или и то, и другое одновременно – отражается на поведении живых. Матери, потерявшие дочерей накануне свадьбы, готовятся к их приходу, иногда из солидарности к матерям присоединяется и всё женское население. Перед рассветом они вывешивают на стенах домов или на заборе одежду, часто ту, что принадлежала покойным дочерям: рубаху, юбку, фартук, хустку. Всё это висит на улице до вечера полную неделю или только в последний день – день ухода русалок, как напоминание о приданом, которым снабжали девушку на похоронах. «Считают, что уже они, ну, каждая дочь, - к своей матери придёт, и она уже возьмёт там, если она не одета, то она возьмёт уже это и оденется. Уже она себе свободно ходит, целую неделю гуляет, потому что мать ей повесила на доме то, что ей нужно. А которая мать уже не повесит, то та русалка уже ходит недовольная и плачет» (Симоновичи. – Гура 1983: 117).
Русалки возвращаются на землю за своим приданым в надежде успеть за неделю осуществить всё то, на что живым отводится полжизни: найти себе мужа и ребёнка. Наибольшая активность русалок приходится на полнолуние - период, благоприятный для оплодотворения: Троицкий четверг наступает через два лунных месяца после новолуния, следующего за весенним равноденствием. Это также последний срок весеннего цикла свадеб.
Там, где русалки связаны с водной стихией, их нападением объясняют смерть утопленников («то русалка поцягла до себе» - Кочище. – Виноградова 1986: 104). Кроме того, им могут приписывать смерть людей в Троицкую неделю: «Русалке забралы, взялись собой» (Там же). Но особенно опасно, пребывание в поле. Там русалки нападают на свою жертву, защекочивают её насмерть. Важно, при этом, что момент пребывания русалок в поле описывают не только как праздничный троицкий цикл, а как период цветения ржи, когда она красуеца, рясуе, играе, майе, квите (цвiте): “У жыти русалки грають, танцують, шоб цвило, шоб урожай быў – то оны гуляють (Поворск. – Виноградова 1986: 101). Иногда прямо указывается, что своим цветением рожь (а также и папоротник) обязана этим духам: «Росалка красуе жито» (Велута), «Папарать цвитэ – то значить, красуеться душа русалок. Русалкы просто дають свою красу папарати» (Днепровское. – Виноградова 1996: 236).
Таким образом, русалки оказываются наиболее полным выражением женского начала. Эти «девушки в цвету» находятся на пике своей формы, но, поскольку они не находят себе мужа, чтобы передать ему свою долю, свою честь, потенциальную силу воспроизводства, они «разливаются» в природе на злаки, которые забирают себе девичью «красу» и благодаря ей плодоносят.
«Русалки сидят в жите, когда оно цветёт, это Бог их посылает заботиться о том, чтобы никто не толкался и не тряс колосьев, иначе они не нальются» (Pietkiewcz 1938: 186).
Но с другой стороны их же подозревают, что они воруют пыльцу. Так, пример, считают, что русалки собираются на свою «гульню» трижды: когда жито начинает «красаваца», «як начинае асыпаца пыль» и, наконец, «среднюю пыль русалки сабирають и хавають да следушчего года, берегуть. Глядели, шоб ани ня брали эту среднюю пыль. На агароде хазяин веникам абмятае пыль, шоб не брали её русаўки. Им ана нужна для варажбы – наводять страх на челавэка, и плахое, и харошэе» (Картушено).
И так, с точки зрения верований полешуков, русалки - это молодые люди, ушедшие в иной мир не успев вступить в брак. Именно их поминают в Полесье на Троицкой неделе. Русалки возвращаются на землю, чтоб закончить свой цикл (выйти замуж, родить дитя) - отсюда верования о том, что русалки нападают на молодых людей и на детей, бытующие не только в Полесье, но и на территории России. Русалкам, как девушкам, не чужда любовь, считается, что именно они научили женщин ворожить. Сохраняя вечную молодость они научили земных женщин этому искусству. Вот ещё одна из причин, почему Троицкая неделя - женский праздник, богатый на женскую магию во всех её областях.
На этой неделе: женщины - матери изготавливали защиты для своих детей; бесплодные женщины просили детей; проводились обряды на молодость; девки гадали на суженных, ворожили, проводили обряды на привлечение судьбы - счастливой Доли.
Вернуться к началу Перейти вниз
Весная

avatar

Женщина Сообщения : 12
Дата регистрации : 2013-05-13

СообщениеТема: Re: Полесье   Вт Май 21, 2013 7:40 pm

Спасибо, очень интересно, тем более выходит, что ранее все эти вещи люди знали, а теперь - нет. phil_25
Вернуться к началу Перейти вниз
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Полесье   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Полесье
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
КУДЕСА ДРЕВНЕГО МИРА :: Кудеса Древнего Мира :: Легенды, предания, загадки, пословицы славянских народов-
Перейти: